Саморегулирование

Как вступить в СРО, Что такое СРО и кому необходимо вступать в Саморегулируемые организации

Компанию ЮРФИНИНВЕСТ помогает вступить в СРО:

Что такое саморегулирование?

Саморегулирование – определённый подход к регулированию того или иного сектора экономики. Он заключается в том, что формулируются лишь общие цели, а вот задача по разработке и внедрению в жизнь детальных правил предоставляется органу, который создаётся из действующих в данной сфере лиц. Таким образом, саморегулирование – это ничто иное, как легитимное регулирование рынков и сфер деятельности самими экономическими агентами, с четко регламентированным участием государства.

На практике такой подход даёт ряд преимуществ. В первую очередь, специалисты, работающие в определённой области, способны наиболее эффективно выявлять проблемы и вырабатывать реалистические методы управления. Кроме того, саморегулирование играет важную роль в повышении качества и безопасности услуг и продукции, так как саморегулируемые организации (СРО) в целях повышения конкурентоспособности своих членов могут устанавливать собственные стандарты качества и безопасности. Слабая сторона саморегулирования заключается в том, что оно позволяет слишком активно действовать в защиту уже существующих в данном секторе фирм и, напротив, более слабо – по части предоставления возможностей новаторам и только вступающим на данный рынок производителям.

Саморегулирование в России

Идеологом создания системы саморегулирования в Российской Федерации является Виктор Семёнович Плескачевский. Он являлся активным сторонником саморегулирования как альтернативы государственному лицензированию, одним из авторов не только Федерального закона «О саморегулируемых организациях», но также отраслевых законов в соответствии с которыми саморегулирование внедряется в качестве механизма регулирования в следующих сферах предпринимательской и профессиональной деятельности: СРО оценщиков, СРО строителей, СРО проектировщиков, СРО изыскателей, СРО актуариев, СРО кадастровых инженеров и других сферах.

Наиболее известные высказывания политического деятеля: «Саморегулируемая организация – это корпоративная ответственность», «Саморегулирование – новый общественный институт Российского демократического государства.

На протяжении своей профессиональной деятельности Виктор Плескачевский занимал должности, так или иначе связанные с саморегулированием: вице-президент РСПП; председатель комитета РСПП по развитию саморегулирования; член Совета директоров СРО Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД); председатель Совета Национального объединения саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью (НОСО УН); заместитель Председателя Совета Национального совета по оценочной деятельности (НСОД); участник Национального банковского совета.

Законодательство РФ в сфере саморегулирования

Федеральный закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (от 12 января 1996 года) – в соответствии с этим законом, а также с ГК РФ создаются первые саморегулируемые организации.

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (от 29 июля 1998 года) – принципы саморегулирования в деятельности профессиональных оценщиков.

Федеральный закон №117-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации (от 5 августа 2000 года) – установлен размер государственной пошлины за внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.

Федеральный Закон №195-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от 30 декабря 2001 года) – ответственность в случае административных правонарушений СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также в области энергетического обследования.

Федеральный Закон № 95-ФЗ Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (от 24 июля 2002 года) – рассмотрение дел по корпоративным спорам, в том числе с участием саморегулируемых организаций.

Федеральный закон РФ №184-ФЗ «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 года) – стал законом, регулирующим отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных и добровольных требований к продукции или к связанным с ними процессам, а также при оценке соответствия. С введением данного закона «ведомственная» система нормативных документов поэтапно прекращает свое существование и взамен неё появляются новые документы – технические регламенты и документы по стандартизации, обеспечивающие соблюдение требований технических регламентов.

Федеральный закон № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (от 1 декабря 2007 года) – регулирует порядок образования и деятельности саморегулируемой организации, основные цели и задачи.

Постановление правительства РФ № 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций» (от 29 сентября 2008 года) вместе с «Правилами ведения государственного реестра СРО».

Федеральный Закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (от 25 декабря 2008 года) – о передаче части функций государственных органов саморегулируемым организациям для повышения эффективности противодействия коррупции.

Федеральный закон №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 22 июля 2008 года), вступивший в силу с 1 января 2009 года, прекращение лицензирования всех видов строительной деятельности. Обязательным условием для работы организаций является получения допуска, заменившего прежнюю государственную лицензию.

Федеральный закон РФ №240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 27 июля 2010 года) установил новые требования к свидетельствам о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выданных индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

Федеральный закон РФ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 4 мая 2011 года) – регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Федеральный закон РФ № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 28 ноября 2011 года) – предполагал замену с 1 июля 2013 года субсидиарной ответственности членов СРО строительной сферы на солидарную.

Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»

Федеральный закон № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» 1 декабря 2007 года стал отправной точкой для активного развития саморегулирования в других отраслях экономики и началом следующего этапа развития саморегулирования в Российской Федерации. В соответствии с этим законом стало возможным уточнение общих требований к саморегулированию в отраслевых законах, включающих регламентирование деятельности СРО, учитывающее специфику профессиональной деятельности.

Согласно положениям Федерального закона № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», под саморегулированием понимается «самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль над соблюдением требований указанных стандартов и правил».

Таким образом, основной идеей введения саморегулирования является распределение функций контроля и надзора за деятельностью субъектов в определенной профессиональной сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка, что в перспективе дает возможность минимизировать участие государства в профессиональной деятельности субъектов, при сохранении ответственности бизнеса перед потребителями.

Саморегулирование в соответствии с положениями № 315-ФЗ осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации. Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность. Под субъектами профессиональной деятельности понимаются физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Саморегулируемые организации

Органом саморегулирования выступает саморегулируемая организация (СРО). Это некоммерческая организация, которая объединяет предприятия любой формы собственности по признаку отраслевого единства. Другими словами, предприятия одинакового профиля объединяются в профильную корпорацию, которая призвана решать все внешние и внутренние вопросы своих членов.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с момента внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулятора с момента исключения сведений о ней из упомянутого реестра.

Чтобы получить статус саморегулируемой организации, профессиональное объединение должно быть создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (от 12 января 1996 года), а также соответствовать ряду требований, установленных законом «О саморегулируемых организациях».

Каковы требования к СРО?

  • объединение в составе саморегулируемой организации в качестве её членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определённого вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;
  • наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
  • обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого её члена перед потребителями произведённых товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьёй 13 настоящего Федерального закона (№315- ФЗ «О саморегулируемых организациях»).

СРО: добровольные и обязательные

Существуют сферы деятельности, для которых членство в СРО является добровольным, а есть сферы, для которых такое членство является строго обязательным.

Кому необходимо членство в СРО?

Согласно действующему в России законодательству, выполнение работ в ряде сфер предпринимательской и профессиональной деятельности может осуществляться только при условии членства субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации.

Саморегулирование с обязательным членством законодательно введено во многих сферах профессиональной деятельности:

  • инженерные изыскания;
  • архитектурно-строительное проектирование;
  • строительство (реконструкция, капитальный ремонт);
  • деятельность кадастровых инженеров;
  • деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;
  • оценочная деятельность;
  • деятельность арбитражных управляющих и операторов электронных площадок;
  • деятельность по организации азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • аудиторская деятельность;
  • кредитная кооперация;
  • деятельность в области энергетического обследования;
  • деятельность форекс-дилеров;
  • актуарная деятельность (это деятельность по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, а также разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками);
  • деятельность микрофинансовых организаций.

Также периодически поднимается вопрос о расширении сферы обязательного саморегулирования. В Государственную Думу РФ вносятся на рассмотрение законопроекты, направленные на введение саморегулирования в обязательном порядке в различных сферах деятельности…

Ответственность за работу без членства в СРО

Стоит отметить, что в тех сферах, где участие в СРО является обязательным, нарушение данного правила может грозить индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу серьёзными последствиями. Так, согласно действующему законодательству РФ, компания несет ответственность за работу без участия в СРО – административную, дисциплинарную, уголовную и даже имущественную. Размер штрафа и характер наказания определяется действующими законами.

В целом, наложение штрафа является одной из самых мягких мер воздействия на нарушителя закона. В худшем случае компанию могут даже ликвидировать!

За выполнение работ без членства в СРО компании или индивидуальному предпринимателю может грозить и уголовная ответственность. В частности, если действия строительной компании, которая осуществляла свою профессиональную деятельность не будучи членом СРО, принесли огромный ущерб гражданину, стране или другому предприятию. В этом случае согласно уголовному кодексу Российской Федерации, ее наказывают не только штрафом на сумму до 300 тысяч рублей, общественными работами порядка 480 часов, но и могут арестовать руководство на шесть месяцев.

А в том случае, когда организация извлекла от своей нелегальной деятельность особенно крупную прибыль, меры воздействия будут ещё жестче: помимо штрафа 500 тысяч рулей и принудительных работ в течение пяти лет предусмотрен ещё и арест на пять, а также дополнительные штрафные санкции.

Вступить в СРО по собственному желанию?

К саморегулируемым организациям, создание которых регламентировано законодательно, постоянно присоединяются добровольно созданные СРО, расширяя сферы деятельности данной системы регулирования. Специальным законодательством Российской Федерации установлена возможность создания саморегулируемых организаций и в тех сферах деятельности, членство в которых для субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности является добровольным.

Добровольные СРО действуют в следующих сферах:

  • производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • производство стройматериалов;
  • производство в сфере физической культуры и спорта;
  • рекламная деятельность;
  • деятельность патентных поверенных;
  • деятельность лифтовиков;
  • посредническая деятельность по урегулированию споров (медиация);
  • деятельность медицинских работников;
  • риэлторская деятельность;
  • деятельность управляющих компаний;
  • деятельность в сфере пожарной безопасности;
  • охранная деятельность;
  • деятельность в сфере переработки ТБО;
  • деятельность в сфере клиниговых услуг и др.

Помимо этого, существуют сферы профессиональной деятельности, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное членство участников в специализированных негосударственных объединениях, однако такие объединения не имеют статуса саморегулируемых организаций. В частности, нотариат, адвокатура, профессиональные объединения страховщиков различного вида.

Органы СРО

Общее собрание членов саморегулируемой организации является высшим органом управления саморегулируемой организации, полномочным рассматривать вопросы деятельности объединения, отнесенные к его компетенции в соответствии с действующим законодательством и уставом СРО.

Функции общего собрания:

  • утверждение Устава СРО, внесение в него изменений;
  • избрание тайным голосованием членов постоянно действующего коллегиального органа управления – Совета СРО, досрочное прекращение полномочий постоянно действующего коллегиального органа управления объединения или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов;
  • избрание тайным голосованием Руководителя постоянно действующего коллегиального органа управления СРО – Президента Ассоциации, из числа членов Совета объединения, досрочное прекращение его полномочий;
  • установление компетенции исполнительного органа СРО – Генерального директора объединения и порядка осуществления им руководства текущей деятельностью объединения;
  • установление размеров вступительного и регулярных членских взносов, и порядка их уплаты;
  • установление размеров взносов в компенсационный фонд порядок формирования компенсационного фонда;
  • утверждение следующих документов Ассоциации: о компенсационном фонде; о реестре членов саморегулируемой организации; о процедуре рассмотрения жалоб на действия (бездействие) членов СРО и иных обращений, поступивших в объединение;
  • о проведении СРО анализа деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в форме отчетов; о членстве в СРО, в том числе о требованиях к членам объединения, о размере, порядке расчета и уплаты вступительного взноса, членских взносов; о высшем органе управления СРО; о постоянно действующем коллегиальном органе управления объединением; об исполнительном органе СРО;
  • принятие решения об участии Ассоциации в некоммерческих организациях, в том числе о вступлении в ассоциацию (союз) саморегулируемых организаций, торгово-промышленную палату, выходе из состава членов этих некоммерческих организаций;
  • установление правил размещения и инвестирования средств компенсационных фондов;
  • определение приоритетных направлений деятельности СРО, принципов формирования и использования её имущества;
  • принятие решения о реорганизации или ликвидации СРО, назначение ликвидатора или ликвидационной комиссии;
  • утверждение мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применения, порядка рассмотрения дел о нарушении членами СРО требований стандартов и правил объединения, условий членства;
  • утверждение отчётов постоянно действующего коллегиального органа управления СРО и исполнительного органа объединения;
  • утверждение сметы СРО, внесение в неё изменений, утверждение годовой бухгалтерской отчетности;
  • принятие решения о добровольном исключении сведений о СРО из реестра саморегулируемых организаций;
  • рассмотрение жалобы лица, исключенного из членов СРО, на необоснованность принятого постоянно действующим коллегиальным органом управления объединения решения об исключении и принятие решения по такой жалобе;
  • принятие решения об образовании органа внутреннего контроля за деятельностью СРО, о порядке формирования, деятельности и составе органа внутреннего контроля за деятельностью объединения;
  • принятие иных решений, которые в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», другими федеральными законами и Уставом Ассоциации отнесены к исключительной компетенции общего собрания членов СРО.

Совет саморегулируемой организации – это постояннодействующий коллегиальный орган управления. Он формируется из числа физических лиц-членов саморегулируемой организации и (или) представителей юридических лиц-членов саморегулируемой организации, а также независимых членов.

Функции Совета СРО:

  • утверждение стандартов и внутренних документов (за исключением документов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания членов);
  • назначение по представлению Президента СРО на должность и освобождение от должности лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа СРО – Генерального директора;
  • избрание по предложению Президента СРО вице-президентов и досрочное прекращение их полномочий;
  • принятие решения о формировании компенсационного фонда;
  • создание специализированных органов СРО, утверждение их персонального состава и внутренних документов, регламентирующих деятельность таких органов;
  • назначение аудиторской организации для проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности СРО, принятие решений о проведении проверок деятельности исполнительного органа объединения;
  • принятие решения о проведении очередного или внеочередного Общего собрания членов СРО и формирование повестки дня;
  • представление, по решению Совета, Общему собранию членов СРО кандидата либо кандидатов для избрания на должность Президента Ассоциации и членов Совета СРО;
  • утверждение, стандартов и внутренних документов: о контроле за деятельностью членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства; об информационной открытости; о специализированном органе, осуществляющем контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности; о специализированном органе по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия; квалификационные стандарты СРО; стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО; об организации профессионального обучения, аттестации работников членов СРО; о страховании членами СРО риска гражданской ответственности;
  • рассмотрение финансовых планов и отчетов СРО, представление их на утверждение Общему собранию членов объединения;
  • рассмотрение заявлений, документов о юридических фактах, связанных с членством в СРО, в том числе о прекращении членства, вынесение по ним решений;
  • принятие решений по иным вопросам, не относящимся к компетенции Общего собрания членов СРО и исполнительного органа объединения.

Важно! Общим собранием к компетенции Совета Ассоциации может быть отнесено решение любых вопросов, в том числе вопросов, находящихся в компетенции Общего собрания.

Исполнительный орган управления (генеральный директор СРО) – к его компетенции относятся любые вопросы хозяйственной и иной деятельности саморегулируемой организации, не относящиеся к компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации и ее постоянно действующего коллегиального органа управления.

Дисциплинарный комитет – является постоянно действующим органом ассоциации, который занимается рассмотрением дел, касающихся членов СРО, а также выбором мер воздействия на нарушителей. В её ведении рассмотрение и оценка жалоб на участников объединения, а также выработка мер дисциплинарного воздействия от СРО на нарушителей. После принятия дисциплинарных решений и их реализации, дисциплинарный комитет приступает к разработке методов предупреждения подобных нарушений. В дальнейшем они могут быть включены в общие правила Ассоциации.

Дисциплинарная комиссия – специализированный орган по рассмотрению дел о применении мер воздействия в отношении членов саморегулируемой организации. Дисциплинарная  комиссия  осуществляет рассмотрение жалоб и дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Ассоциации и другими внутренними документами Ассоциации.

Функции Дисциплинарной комиссии:

  • рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, которые сформированы по итогам контрольных мероприятий и содержат нарушения законодательства Российской Федерации, Устава и внутренних документов объединения;
  • рассмотрение жалоб на действия членов СРО по итогам внеплановых проверок фактов, изложенных в таких жалобах, в случае если внеплановой проверкой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, Устава и внутренних документов объединения;
  • создание аналитических и отчетных материалов о деятельности Дисциплинарной комиссии;
  • осуществление обмена информацией о состоянии соблюдения членами СРО установленных норм и правил с иными органами Ассоциации (при необходимости);
  • подготовка предложений о мерах дисциплинарного воздействия, применяемых в отношении членов СРО, о совершенствовании процедур рассмотрения жалоб и дел в отношении членов СРО, о совершенствовании внутренних документов объединения, касающихся работы Дисциплинарной комиссии.

Контрольная комиссия – специализированный орган, контролирующий соблюдение членами СРО Положения о членстве в Ассоциации, Стандартов и правил предпринимательской деятельности членов Ассоциации, исполнения обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий.

Функции Контрольной комиссии:

  • осуществление контроля при приеме в члены СРО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • осуществление контроля за соблюдением членами СРО стандартов и правил саморегулируемой организации;
  • обмен информацией о состоянии соблюдения членами СРО стандартов и правил саморегулируемой организации с иными органами объединения;
  • осуществление анализа деятельности членов СРО на основании информации, представляемой членами объединения в форме отчетов;

Контрольный комитет осуществляет действия, предусмотренные Положением о контроле СРО за деятельностью своих членов.

Функции саморегулируемой  организации

Основная идея саморегулирования заключается в том, чтобы государство могло делегировать часть контрольных и надзорных функций за деятельностью представителей той или иной профессии самим участникам рынка. При этом с государства снимаются некоторые избыточные функции, вследствие чего снижаются и бюджетные расходы.

Для эффективной деятельности, саморегулируемая организация обязана осуществлять целый ряд мероприятий:

  • разработать и установить условия членства в саморегулируемой организации;
  • в случае необходимости, применять соответствующие меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные собственными документами организации и Федеральным законом, по отношению к своим членам;
  • создать третейские суды, необходимые для решения спорных вопросов, возникающих между членами организации;
  • проводить анализ отчетов, которые предоставляют члены саморегулируемой организации о своей деятельности, согласно уставу организации либо иному документу, утвержденному на общем собрании всех членов организации;
  • представлять интересы членов СРО перед органами государственной власти всех уровней;
  • организовать возможность профессионального роста, обучение и аттестацию работников организаций, входящих в СРО;
  • осуществлять контроль соблюдения своими членами требований внутренних стандартов, принятых в СРО правил и условий для членства;
  • принимать решения по жалобам на неправомочные действия членов своей СРО;
  • рассматривать вопросы и принимать решения в случае нарушения членами саморегулируемой организации внутренних правил и стандартов организации, либо несоблюдения условий членства в СРО.

Саморегулируемые организации несут полную ответственность за действие своих членов, получивших допуск на проведение работ. В каждой такой некоммерческой организации существует компенсационный фонд для выплаты возмещения заказчику в случае нанесения ему вреда действиями члена СРО. Внесение определенной суммы в компенсационный фонд является непременным условием вступления в любую СРО. Создание саморегулируемых организаций даёт возможность снять с государства ответственность за действия неблагонадежных организаций, получивших государственную лицензию.

Основные цели СРО:

  • объединение организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в одной отрасли для осуществления профессионального контроля их деятельности;
  • постоянное повышение качества конечной продукции;
  • содействие профессиональному росту членов саморегулируемых организаций;
  • улучшение контакта между заказчиком и исполнителем.

Для выполнения этих глобальных целей, перед СРО различных отраслей ставятся направляющие их деятельность задачи:

  • формирование инструкций и составление правил осуществления хозяйственной деятельности;
  • контроль над выполнением участниками СРО своих обязательств перед клиентами и заказчиками;
  • контроль над уровнем профессиональной подготовки сотрудников компаний, входящих в саморегулируемые организации;
  • формирование компенсационного фонда из взносов новых участников СРО, который в дальнейшем будет использоваться для выплаты издержек, связанных с ущербом, нанесенным ненадлежащим выполнением обязанностей компаниями-членами СРО;
  • установление ответственности своих членов при выполнении работ;
  • разработка и применение внутренних мер воздействия на членов СРО в случае нарушения ими стандартов и правил СРО.

Преимущества членства в СРО:

  • укрепление доверия со стороны партнеров по бизнесу и заказчиков;
  • повышения квалификации работников путем использования бесплатных обучающий программ, предоставляемых саморегулируемой организацией;
  • высокопрофессиональная защита интересов организации в суде или структурах государственной власти;
  • возмещение ущерба, причиненного третьим лицам, из компенсационного фонда организации;
  • высококвалифицированная юридическая консультативная поддержка;
  • взаимовыгодный обмен опытом между членами саморегулируемой организации.

Помимо этого, саморегулируемые организации нередко производят страхование гражданской ответственности. Это дает возможность в случае чрезвычайной ситуации оперативно выплатить возмещение.

Предвестники саморегулирования

Как существо коллективное, человек стремился объединяться с себе подобными по роду деятельности и профессии. Так называемые прообразы современных саморегулируемых организаций можно обнаружить в самых отдаленных уголках истории человечества. Непременным условием их возникновения становилось усложнение экономических связей между людьми, возникновение городов, необходимость защиты собственных интересов.

Первой саморегулируемой организацией, зафиксированной в истории, стала группа врачей,  клятва Гиппократа. По сути, это и есть первый стандарт  профессиональной деятельности.

В средневековой Европе, которая представляла собой замкнутые сословные корпорации, также легко обнаружить примеры различных самоорганизаций человеческих обществ. Италия Х века стала родиной цеховой организации производства. Позднее данное устройство, представляющее собой объединения работников одной профессии, вышло за пределы итальянских городов-государств. Главной целью таких профессиональных сообществ было отстаивание своих интересов перед властью, поддержание честной конкуренции внутри объединения, укрепление собственных позиций на рынке за счет производства качественных товаров. Таким примером является объединение Вольных Каменщиков со своим уставом и нормами поведения, или ливрейные корпорации в Англии, существующие по сей день. Не менее ярким примером стали средневековые объединения купцов – гильдии, которые создавались для защиты торговли и купечества от власти феодалов и пиратов, а также для получения привилегий.

Истоки СРО в России

Трудно представить, но история саморегулирования на Руси насчитывает более 140 лет. И это – не считая времени существования русского общинного самоуправления…

Самоуправление было положено в основу такого правового института, как адвокатура и коллегии адвокатов. При проведении правовой реформы 1864 году адвокатура создавалась как самоуправляющаяся организация. Более 20 лет назад обязательность членства в адвокатуре была закреплена Законом СССР «Об адвокатуре в СССР» (от 30 ноября 1979 года). Вплоть до упомянутого Закона этот вопрос регулировался различными нормативными правовыми актами, но требование о членстве в адвокатуре сохранялось. Аналогичная идея заложена в деятельность нотариата и нотариальных палат.

Прообразом   саморегулируемой  организации как союза предпринимателей являлась созданная в 1870 году Московская биржа. В соответствии с Уставом организации, на ее представительный орган (Биржевой комитет) возлагалась защита интересов профессионального сообщества перед государственными и общественными организациями.